На сегодняшний день, автор
первоначального проекта храма не установлен. Известны некоторые жертвователи,
на чьи средства выстроена Воскресенская церковь. Их имена упоминаются в
статьях и хроникальных заметках, публиковавшихся в номерах «Нижегородских
Епархиальных Ведомостей».
Строительство церкви велось
достаточно быстро для своего времени. Закладка храма проводилась
6-го мая 1884-го года, а уже 2 июня 1886-го
года состоялось освящение главного престола
во имя Воскресения Христова и южного
придела во имя св. апостола Иоанна
Богослова. К сожалению, в нижегородских изданиях того времени, этому
периоду строительства церкви уделено мало внимания. Новый храм,
выросший в Ямской слободе на высоком берегу окского откоса и ставший
достойным украшением этой части города, привлек к себе внимание со стороны
общественности и прессы чуть позднее.
13 мая 1887-го года состоялось
освящение придела во имя святителя Николая Мир
Ликийских чудотворца и св. мученика Александра
Римского, приуроченное к третьей годовщине закладки храма, устроенной в свою
очередь в день исполнившегося 6 мая 1884 года совершеннолетия наследника
цесаревича – будущего императора Николая II.
Торжество освящения придела подробно
описано в июньском номере «Нижегородских Епархиальных Ведомостей» за 1887 год,
и зафиксировано на фотографии, выполненной А. О. Карелиным.
Воскресенская церковь была выстроена
в традициях русского стиля, в «кирпичном» его варианте. Фасады и их
убранство (наличники окон, карнизы с аркатурными поясами, рельефные кресты на
стенах) выполненные применением фасонного кирпича имели открытую кладку с
расшивкой швов. Исключение составляли горизонтальные ряды белых (белокаменных
или оштукатуренных и побеленных) кокошников на венчающем фризе центрального
барабана и колокольни, а также фигурные кресты над проемами ярусов звона. Эти
детали, красиво контрастировали с краснокирпичными стенами, не нарушая при этом
общей монументальности, и одновременно подчеркивая высотные габариты церкви.
Кордон цоколя был выполнен из цементных блоков.
Планировка храма состояла из
четверика, с примыкающей к нему вплотную колокольней с боковыми палатками, и
полукруглой алтарной абсиды. Четырехстолпный, трехнефный, четверик, в основе
которого заложена крестово-купольная система, завершался мощным световым
барабаном опоясанным колончатой аркатурой с несколько приземистой главой. С
севера и юга фасады имели трехчастное деление с раскрепованным центральным
пряслом, завершенным массивной закомарой. Здесь акцентом служило тройное окно,
повышенное относительно боковых, сдвоенных окон. Очень выразителен восточный
фасад алтаря – он оформлен порталом, в котором размещалась живописная
композиция, завершен большим кокошником с высоким антаблементом на сдвоенных
полуколоннах. С особым изяществом выполнены детали – базы и капители, сложенные
из фигурного кирпича. Молельный зал перекрыт системой коробовых с распалубками
и крестовых сводов.
Колокольня была в три яруса, первый
- четвериковый, второй - восьмериковый и третий - круглый в плане. Ярусы
прорезаны арками с кокошниками и щипцами (на втором ярусе) и оформлены
сдвоенными полуколоннами (на третьем). В решении некоторых частей (в арках
третьего яруса, в полукуполах приколоколенных палаток) прослеживаются
византийские мотивы, что является, в некоторой степени, новаторством
неизвестного нам архитектора.
Главный четырехъярусный иконостас
был богато украшен вызолоченной резьбой в русском стиле. Убранство интерьеров
церкви вообще производит целостное впечатление: гармонично соседствуют в нем
иконостас, киоты, настенная роспись.
В таком виде храм просуществовал до
рубежа XIX – XX вв., но возраставшее число прихожан побудило настоятеля увеличить
здание церкви. В 1900-м году был утвержден «Проект пристройки к церкви во имя
Воскресения Христова при соединении
Архангельской и 3-й Ямской улиц в г. Нижнем Новгороде». На чертежах
представлены планы и фасады существовавшего храма, с нанесенными «поверх»
красной тушью новыми планами и фасадами. Проект был выполнен известным
нижегородским архитектором Владимиром Максимовичем Лемке. По замыслу автора с
севера, юга и запада храм обстраивался новыми объёмами. Лемке (отдадим
ему должное) деликатно обошелся с реконструируемым зданием в плане сохранения
его архитектурного облика и проявил себя как отменный стилизатор. Вновь
возводимые фасады он завершил тремя закомарами - большими по краям и малой,
трехчастной - в центре. Пристрои снаружи в точности дублировали форму,
декорацию и отделку предыдущих стен, оставляя храм столь же узнаваемым, как и
до расширения. Помещения новых нефов перекрывались коробовыми сводами с
распалубками. Над венчающими карнизами продольного восточного нефа, с севера и
юга, были построены кирпичные иконницы с щипцовым верхом, гармонично
дополнившие фасадное убранство. Незатронутыми новоделом остались завершения -
центральный барабан и верхние ярусы колокольни, а также восточный фасад.
На западном фасаде запроектированный В.М. Лемке нартекс не был закончен, о чем
свидетельствуют обмеры 1926 года; вместо него к колокольне были пристроены
помещения на половину высоты основной части церкви.
В том же 1900-м году на храме уже
велись работы по закладке новых фундаментов. Об этом свидетельствует описание
посещения Нижегородским Епископом Назарием Воскресенской церкви весной 1901
года и осмотра производимых строительных работ. Очевидно, после завершения
реконструкции, то есть, предположительно, в 1902 году фасады храма, до этого
краснокирпичные, были побелены.
В 1903-м году в России проводились
торжества по случаю прославления в лике святых Серафима Саровского. По всей
стране строились новые храмы и часовни, освященные в честь преподобного. В
Воскресенском храме, в южном нефе Серафиму Саровскому был посвящен придел, для
которого специально возвели с юго-восточной стороны алтарный пристрой,
освященный в 1905 году. После этого капитального строительства на храме
более не велось.
Последующая история Воскресенской
церкви схожа с судьбами многих церквей России, изменившимися после 1917 года.
В январе 1930 года в
Нижегородский (Горьковский) краевой Совет рабочих
крестьянских и красноармейских депутатов и его
исполнительной комиссии поступила «жалоба о закрытии
церкви Воскресения в Нижнем Новгороде», направленная
рабочими завода «Труд». Рассмотрев «жалобу», в инстанции Адмуправления
Нижегородского края в течение месяца было принято решение о закрытии храма и
передаче его под клуб.
По свидетельствам нижегородцев,
проживавших на Ямских улицах, в начале Великой Отечественной войны в стенах
храма разместился хлебозавод, просуществовавший там до середины 1990-х гг.
В 1999 году храм был возвращен
Нижегородской Епархии. С этого времени начались восстановительные работы, и
возобновилась приходская жизнь.
Коваль, В.В., Вандышев, Е.Н. Краткая историческая справка по
истории строительства храма во имя Воскресения Христова в г. Нижнем Новгороде
по улице Шевченко, 1-а: научное дополнение к проекту реставрации церкви.